АО "ЮЦСС"

75 лет победы

«Красные Баррикады»
«638 завод им. Сталина»
ВКЛАД ЗАВОДА «КРАСНЫЕ БАРРИКАДЫ» В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

22 июня 1941 года мирный труд советских людей был прерван нападением фашистской Германии. Началась Великая Отечественная война. Жители поселка Красные Баррикады, трудящиеся завода, принимали активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе различных частей и соединений Красной Армии.

Уже с первых дней войны заводчане стали освобождаться от работы в связи с призывом в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Сохранилось немного свидетельств о работе судоверфи в период Великой Отечественной войне. О всех событиях можно судить по сохранившейся хронике заводских приказов.

С начала июля 1941 года организован штаб противовоздушной обороны, назначаются ответственные за содержание в состоянии готовности бомбоубежищ на случай нападения с воздуха.
по судоверфи "Красные Баррикады" от I/VII- 41г. гласил: "Организовать при судоверфи штаб противовоздушной обороны в составе следующих служб:
а) Противопожарная служба
б) Служба маскирования
в) Служба революционного порядка
г) Cанитарная служба
д) Служба связи.

В связи с приближением фронта к Астрахани от работников судоверфи требовалось соблюдение безукоризненной светомаскировки.

от 23.04.1942 гласил: "По цехам и квартирам ослабили светомаскировки. Учитывая возросшую опасность нападения фашистской банды на промышленный город Астрахань, а в особенности на нефтебазы, приказываю сегодня 23 апреля по всей территории судоверфи провести безукоризненную светомаскировку и в дальнейшем не допускать ни малейшего послабления".

В середине июня 1941 года на предприятии начинается производство новой продукции: согласно приказу наркома нефтяной промышленности, заложено строительство трех баркасов для Азнефтекомбината. ( от 29/VII -41 г)

Но война помешала выполнить это задание. Предприятие переходит на выполнение заказов оборонного значения, в основном запорной арматуры. Баркасы были достроены после 1945 года как плавсредства для перевозки нефти. Баркас "Победитель"

9 сентября 1942 года подвергся бомбардировке вражеских самолетов соседний поселок Ильинка со стратегическими запасами нефтепродуктов. Данное событие, безусловно, повлияло на принятие решений об эвакуации и ускорило отправку оборудования судоверфи на восток в город Гурьев. Вместе с самым ценным имуществом в эвакуацию ушли 8 человек во главе с директором Василием Петровичем Головановым.

Приказ № 144 от 16.09.42. - "Отъезжающих рабочих и служащих с оборудованием в г. Гурьев: Голованов В.П. – директор, Кассимов Е.Н. –прораб, Кассимова К.И. – управделами, Власов Д.М. – токарь, Власова Е. –повар, Недеркин – строгаль, Валимухамедов-кузнец, Гринберг Б.-дежурный электрик, выдан аванс в счет зарплаты в размере месячного оклада. Настоящее составлено и согласовано с управлением Астраханской конторой Главнефтесбыта".

Часть рабочих верфи ушли на фронт, некоторые устроились на родственные предприятия Наркомата нефтяной промышленности. Предприятие встало, присматривать за ним оставили старого мастера М.И. Николаева.

Возвращение из эвакуации

Среди заводских приказов 1941-1945 годов, запечатлевших трудовые будни предприятия, встречаются некоторые, наиболее наглядно демонстрирующие моменты сурового военного времени. писались на листах резаных обоев, причем с обеих сторон - и там, где на обоях был рисунок.

Вернулось предприятие из эвакуации в марте 1943 года, и сразу же началось зачисление прежних работников обратно. Официально установили продолжительность рабочего дня – 12 часов (с 8 утра до 20.00). ( от IX- 43).

Несмотря на военное время на предприятии проводились профилактические прививки, активно велось обучение молодежи рабочим профессиям.

Василий Петрович Голованов

Василий Петрович Голованов возглавлял судоверфь "Красные Баррикады" с 1938 по 1945 годы. Во время войны организовал и руководил эвакуацией оборудования предприятия морем на Гурьевский рейд и возвращением из эвакуации. Именно при Голованове был произведен качественный рывок в производстве: от ремонта деревянного флота к строительству металлических судов. За умелое руководство предприятием и за то, что в годы войны предприятие продолжало выпускать продукцию, В.П. Голованов награжден орденом Ленина.

Василий Петрович Голованов

Евгений Владимирович Новинский назначен директором завода «Красные Баррикады» в 1945 году. Это был первый руководитель со специальным высшим образованием и опытом работы на ведущих машиностроительных предприятиях страны. За время его руководства предприятие значительно расширило и модернизировало производственные участки, возросли объемы производства и номенклатура выпускаемой продукции.

Помним! Гордимся! Равняемся!

7 мая 2015 года на площади Мира поселка Красные Баррикады состоялось торжественное открытие реконструированного Памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны. Силами завода, при участии администрации поселка, была произведена реконструкция мемориала и установка скульптурного комплекса "Солдат-Победитель" и "Журавли", символизирующего вечную память об отдавших жизни за свободу Родины в борьбе с фашистским захватчиком.
Автор памятника — заслуженный художник России Сергей Приказчиков, архитектор — Дмитрий Приказчиков.

  • Блажков Иван Андреевич
  • Богатов Константин Тимофеевич
  • Быков Михаил Алексеевич
  • Гет Николай Александрович
  • Голиков Виктор Михайлович
  • Григорьев Александр Иванович
  • Григорьев Александр Петрович
  • Громов Василий Филиппович
  • Демьянов Василий Денисович
  • Долин Григорий Иванович
  • Долин Сергей Иванович
  • Захаркин Александр Корнилович
  • Иконников Алексей Александрович
  • Евдошенко Виктор Романович
  • Карпов Николай Яковлевич
  • Кац Борис Михайлович
  • Кириллов Павел Александрович
  • Колбасин Евгений Николаевич
  • Лысиков Петр Сергеевич
  • Лихачев Леонид Павлович
  • Мазаев Георгий Ефимович
  • Минаева Анфиса Петровна
  • Мурзакова Мария Ивановна
  • Несвит Иван Иванович
  • Нестеров Николай Михайлович
  • Непринцев Семен Семенович
  • Никитченко Петр Иванович
  • Печенкин Петр Павлович
  • Петрова Екатерина Андреевна
  • Питизин Федор Григорьевич
  • Пугачев Павел Семенович
  • Пюрбеев Дорджи Гоогаевич
  • Рудаев Сергей Федорович
  • Рыбалкин Никита Георгиевич
  • Самойлова Анастасия Борисовна
  • Суриков Владимир Ильич
  • Толстов Николай Маркелович
  • Хайдаров Маликаждар Галиакберович
Вклад Завода № 638 им. Сталина в великую победу
Производственная площадка Астраханского Судостроительного Производственного Объединения
( в годы войны 638 завод им. Сталина)

Предприятие уже с первых дней войны было переориентировано на выпуск военной продукции. Заводчане приступили к изготовлению ручных гранат, зажигательных бомб, реактивных снарядов. Литейщики, быстро освоив кокильное литье, в массовом объеме выпускали ручные гранаты. Кузнечный и судокорпусный цеха, имея лишь паровой молот "Эймуко" мощностью в 1,5 тонны и два пресса "Пельс", без какого-либо дополнительного оборудования освоили изготовление зажигательных бомб. В ноябре 1941 года 1000 снарядов и авиабомб – завод отправил на фронт.

Строительство "плавающих танков"

В ноябре 1941 года на заводе заложили первую серию бронекатеров проекта 1124. Судно имело две танковые артиллерийские башни со скорострельными орудиями и бронированными артпогребами. На боевой рубке крепилась башня со спаренной установкой крупнокалиберных пулеметов. Два мощных двигателя по 850 л.с., работавших на два гребных винта, обеспечивали скорость хода до 21 узла. Были у него устройства для постановки мин и дымовых завес.
Руководил их строительством молодой инженер Александр Каменецкий. Сборка велась россыпью. Применялась электросварка. Лишь броневые листы устанавливались на заклепках.

В августе 1942 года на воду был спущен последний бронекатер первой серии и заложены новые, конструктивно еще более улучшенные. Они оборудовались реактивными артиллерийскими установками "24-М-8" – "Катюшами", башенно-палубного типа. Такие установки комплектовались 24-мя реактивными снарядами калибром 82 мм. Дальность их действий достигала пяти с половиной километров.

В музее истории и боевой славы Каспийской флотилии сохранилась закладная табличка одного из бронекатеров

"Коллектив завода построил Военному Морскому Флоту прекрасные боевые корабли, которые сейчас выполняют ответственные задания командирования по защите нашей могучей непобедимой Родины. Механизмы и вооружения, созданные руками рабочих, мастеров и инженеров, работают безотказно и получают хорошую оценку среди личного состава кораблей. В торжественный день подъема Военно-Морского флага СССР на последнем корабле первой серии выносим благодарность от имени службы директору завода , парторгу ЦК ВКП (б) А.А. Рясному, главному инженеру П.И. Ермолаеву, строителю А.Н. Каменецкому и всему коллективу завода".

Командующий речной военной флотилии
(октябрь 1942 г)

Памятник Великой Отечественной войне

Бронекатер, вышедший со стапеля завода, стоит на смотровой площадке Центрального музея вооружённых сил Российской Федерации. Первым командиром судна был назначен лейтенант Фомин Дмитрий Иванович. В 1943 г. БК – 433 получил боевое крещение в ходе Керченско-Эльтингенской десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов.
3 июня 1945 г. бронекатер БК-433 участвовал в параде Победы в г. Вена в составе кораблей Дунайской военной флотилии.

Большой объем работы приходился по переоборудование буксиров пароходства "Волготанкер" и монтажа на них артиллерийских установок, поступающих из осажденного Ленинграда. Эти работы осложнялись повышенным износом судов после длительности их эксплуатации, кроме того, на некоторых из них были деревянные палубы.

Предприятие изготавливало запасные части к автомобилям и станкам, выпускало полевые авторемонтные мастерские. Передвижные мастерские, смонтированные на крытых грузовых автомашинах, имели разнообразное металлорежущие и электросварочное оборудование, необходимый инструмент.

Конструкторское бюро завода в годы войны разработало проект паромной переправы, не требующий возведения сложных береговых конструкций. В 1942 году по этому проекту было построено два парома. С их помощью в наиболее трудный период Отечественной войны была обеспечена бесперебойная работа важной для фронта железнодорожной магистрали Кизляр-Астрахань.

По традиционной схеме паромы строились с продольным накатыванием вагонов на палубу. Но такой вариант требовал возведения сложных береговых конструкций а, следовательно, дополнительных средств, и, самое главное, увеличение срока ввода в эксплуатацию. Что было недопустимо на фронте.

Другой вариант предусматривал поперечную накатку вагонов. Две речные баржи располагались параллельно между собой на некотором расстоянии друг от друга и жестко крепились прочным помостом, поперек которого прокладывались рельсы. По ширине такого парома располагалось от одного до трех вагонов, в зависимости от их размеров. При большой длине барж можно было разместить целый железнодорожный состав.

Паром перемещался вдоль стенки до фиксированного места, где рельсы на берегу и на палубе совпадали. В этот момент вагоны накатывались и крепились. Затем эта операция повторялась до полной загрузки парома.

В 1942 году по этому проекту было построено два парома. С их помощью в наиболее трудный период Отечественной войны была обеспечена бесперебойная работа важной для фронта железнодорожной магистрали Кизляр-Астрахань.

Почетная Грамота

За образцовое выполнение правительственных заданий коллектив завода, в 1942 и 1944 годах, получал переходящее Красное Знамя Наркомата и не раз благодарности от командирования Военно-Морского Флота СССР. Многие заводчане были награждены трудовыми орденами, а медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" получили 340 человек.

Как на фронте единственный причиной ухода с передовой позиции была смерть, так здесь, на трудовом фронте, единственной причиной, по которой рабочий покидал свое место, была крайняя степень физического изнеможения: человек падал. Люди не выходили из цехов по трое-четверо суток.

Участники Великой Отечественной войны и труженики тыла

  • Абжалимов А.Г.
  • Азовцева Т.Ф.
  • Аншакова Л.В.
  • Аншакова П.В.
  • Афанасьев Д. И.
  • Безжонов В.Н.
  • Бекетов П.С.
  • Беляева В.Ф.
  • Блохина Н.С.
  • Бодров В.П.
  • Большаков П.В.
  • Борисенко Л.Н.
  • Бурдин П.А.
  • Ватаров И.М.
  • Вахитова Ф.С.
  • Власов В.И.
  • Воробьев А.Г.
  • Воробьев Б.А.
  • Воробьев С.П.
  • Востриков Я.П.
  • Галкин С.В.
  • Голованев В.А.
  • Голубков С.Г.
  • Горбунов Н.П.
  • Гордеев М.С.
  • Гусева А.П.
  • Дубровин Н.П.
  • Дьяков Ф.И.
  • Дьякова З.И.
  • Дьяконова К.Ф.
  • Егорова А.В.
  • Ермаков П.И.
  • Заева М.Г.
  • Зазаров И.П.
  • Заплутахин Б.М.
  • Захарова В.И.
  • Звездин В.А.
  • Иванов А.А.
  • Иванова М.И.
  • Иванюк В.Т.
  • Ижбулатов Д.И.
  • Калмыков А.С.
  • Капитоненко С.А.
  • Каримов А.М.
  • Карпенко А.И.
  • Картушина И.Е.
  • Киселева Е.К.
  • Кладинов А.П.
  • Климов Б.С.
  • Клюшин С.С.
  • Кобзарь М.О.
  • Кожевников А.А.
  • Кожеухов В.Т.
  • Комаринская А.М.
  • Коробов П.И.
  • Коробова М.М.
  • Коровинская У.Б.
  • Космачев Ф.И.
  • Кравцов Г.И.
  • Краснов В.С.
  • Кривошеев П.П.
  • Кувардин М.Я.
  • Кузнецова П.П.
  • Кузыченко А.Д.
  • Курбанофисов Б.К.
  • Лаврентьев В.Я.
  • Лапшин В.Н.
  • Левин В.Н.
  • Лепилкин В.И.
  • Ли В.
  • Лисицкий Н.Г.
  • Лисунов К.Л.
  • Литвиненко А.С.
  • Макаров В.Г.
  • Макеичева О.Е.
  • Максимкин И.П.

Не вернулись с фронта…

  • Алиев Басых Хасанович, 1907 -1943 гг. /рядовой /брусовой лесозавода
  • Ананьев Виктор Петрович, 1907 -1942 гг. /старший сержант /завальщик
  • Болотин Леонид Иванович 1909 -1945гг. /капитан /мастер
  • Васильев Михаил Яковлевич, 1908-1943 гг. /рядовой /печник
  • Гордеев Михаил Семенович, 1925-1945 гг. /младший лейтенант/токарь.
  • Зрюмов Виктор Анатольевич, 1921-1941 гг. /рядовой /электросварщик
  • Зудов Петр Иванович, 1905 -1942 гг. /рядовой/ председатель профсоюза
  • Ибляминов Абдрахим Ибляминович, 1904-1944гг. /рядовой/ возчик транспортного цеха.
  • Константинов Николай Андреевич, 1911- 1943гг. /сержант /мастер лесоучастка
  • Кривобоков Николай Гаврилович, 1921 -1943 гг. /рядовой /токарь
  • Лошаков Валентин Федорович 1921-1942 гг. /капитан /токарь
  • Лысяков Андриан Иванович 1923-1943 гг. /рядовой/ электрик
  • Лысяков Георгий Иванович – 1919-1941 гг. /рядовой /электрик
  • Меркель Виталий Эдуардович, 1896-1943 гг. /рядовой / главный бухгалтер
  • Рогаткин Федор Федорович, 1914-1943гг. /рядовой / слесарь
  • Рыблов Ефим Ефимович, 1909-1943 гг. /старший сержант/кузнец
  • Сапунов Иван Григорьевич, 1920-1942 гг. /рядовой/ шофер
  • Смольянинов Виктор Федорович, 1912 -1942 гг. /рядовой/ экономист ОТЗ
  • Солдатов Александр Васильевич, 1918-1945 гг. /рядовой /токарь
  • Тощилов Петр Гаврилович, 1920-1942 гг. /матрос/токарь
  • Усольцев Алексей Савельевич, 1911-1942гг. /младший лейтенант/ котельщик
  • Фофанов Иван Семенович, 1893-1942 гг. /рядовой/ плотник
  • Херлов Александр Степанович, 1912-1944 гг. /старшина /токарь-расточник
  • Максимов И.И.
  • Мануйлов С.Я.
  • Маркина Н.Ф.
  • Марышев В.И.
  • Махринский С.М.
  • Мидонов В.А.
  • Мидонова К.И.
  • Монакова В.А.
  • Москвин М.А.
  • Москвина А.С.
  • Муравлев А.С.
  • Мухамеджанов Р.Ф.
  • Назарова М.В.
  • Наумкин И.В.
  • Негодов М.С.
  • Недопекин В.И.
  • Некрасов М.К.
  • Нефедов Н.П.
  • Овсянкин П.А.
  • Ониколь Б.С.
  • Панфилов П.В.
  • Перцев Г.Н.
  • Петрова Е.К.
  • Полякова А.Т.
  • Пономарева А.Д.
  • Потапова И.Н.
  • Пушнин А.А.
  • Пьянов А.П.
  • Разживина Е.Ф.
  • Рогаткин Н.Ф.
  • Рогаткин Ф.Ф.
  • Родичев Ф. Н.
  • Рыжков В.П.
  • Рыжкова П.И.
  • Савельев П.И.
  • Силинов М.Я.
  • Скворцова А.А.
  • Солдатов А.В.
  • Соловьев Г.Ф.
  • Сорокин И.П.
  • Спирина А.В.
  • Степашков В.И.
  • Сусанин В.В.
  • Сухарев В.Я.
  • Сухарева В.В.
  • Татаринцев Т.М.
  • Тещин А.И.
  • Тещина В.А.
  • Тимошенко Р.Н.
  • Тимошин А.И.
  • Торсукова З.А.
  • Уваров В.М.
  • Уткина А.А.
  • Харламов А.В.
  • Херлов В.А
  • Цимбалова О.Н.
  • Ципляткина А.Ф.
  • Чернобровин А.Д.
  • Чернышов Н.В.
  • Чехомов Н.Н.
  • Чугунов Г.Н.
  • Шальнов М.А.
  • Шапошников П.А.
  • Шашкин Е.Ф.
  • Шейкин К.И.
  • Шибаев Б.П.
  • Щербакова А.П.
  • Юдин П.Г.
  • Яманов В.П.
Инженерный Хакатон

Инженерный хакатон проводится Южным центром судостроения и судоремонта (входит в АО «ОСК») и Астраханским государственным университетом с целью формирования кадрового резерва инженеров-проектировщиков для структурных подразделений общества, замещения вакантных мест, организации целевых практик и стажировок на предприятиях судостроительного кластера ЮЦСС.

Подробнее